Анализ конкурентов онлайн. Как и зачем
Анализ конкурентов – это мега-важная составляющая любой маркетинговой деятельности, если не успеха всего бизнеса. Какой бы продукт или услугу вы ни предлагали клиентам, в большинстве случаев они будут выбирать между вами и другими игроками на рынке. Сделать анализ конкурентов онлайн один раз для галочки также не получится, так как он может производиться для разных целей и на разных этапах развития компании:
-
Собираетесь открыть компанию или запустить новый продукт, наравне с анализом других аспектов рынка, вы обычно будете проводить анализ конкурентов, ведь то, что вы собираетесь делать уж точно кто-то делает. И на основе такого анализа можно принять как решение о целесообразности запуска нового направления, так и лучше понять нишу и потребителя.
-
При формировании рекламной стратегии. Для удачного продвижения своего проекта вам необходимо знать, сколько у вас конкурентов, кто они, насколько они успешны, как выглядит их сайт, какие у них цены, преимущества их продукта или сервиса, какие рекламные каналы используют и многие другие аспекты.
-
При формировании стратегии продвижения в Интернете. В этом случае анализируем и базовые маркетинговые показатели, но особое внимание уделяем аспектам, относящимся к конкурентам в диджитал пространстве: сайт, соц. сети, каналы привлечения трафика и др.
-
Когда что-то идет не так. Часто когда показатели ухудшаются, все собаки спускаются на рекламу или на падение спроса, однако обычно стоит посмотреть именно в сторону конкурентов. Возможно, на рынке появился новый сильный игрок или конкурент предлагает бесплатную доставку, использует ли более удачный канал коммуникации с клиентом.
-
Для поиска новых идей. Да-да, бродить соц. сетями конкурентов бывает полезно. Вообще всем советуем время от времени перевоплощаться в клиента, постараться забыть все что вы знаете о своей сфере и пройти тот же путь, который проходит клиент. Попытайтесь найти свой продукт в Google. На какое объявление в выдаче хочется больше нажать, свое или конкурента? Какой сайт удобнее, где хочется больше купить? Догоняет ли вас ремаркетинг конкурентов, а ваш собственный?
Так как мы диджитал агентство, речь обычно пойдет об анализе конкурентов с точки зрения интернет маркетинга. Независимо от способа проведения анализа вам следует придерживаться определенных шагов, а именно:
-
определить цели проведения анализа. Об этом говорили выше;
-
собрать список конкурентов. Помним что конкуренты разные: прямые, косвенные, или по другой классификации;
-
непосредственно провести анализ конкурентов в онлайне по интересующим нас признакам;
-
ну и структурировать информацию и сделать выводы.
Что касается способов проведения анализа:
-
Самый примитивный, однако достаточно эффективен во многих случаях – "ручками". То есть берем и гуглим наш товар или услугу, и смотрим, какие конкуренты в рекламной выдаче, какие в органике, подробно изучаем их сайты, соц. сети, как они себя позиционируют, а также полезно бывает прочесть отзывы на сторонних сайтах.
-
Посредством встроенных функций рекламных сервисов. Такой анализ достаточно ограничен, но дает информацию, с кем вы конкурируете, будете ли конкурировать используя те или иные рекламные инструменты.
Google Ads
Основной принцип поисковой рекламы в Google Ads – это аукцион, отражающий конкуренцию рекламодателей за определенную позицию в поисковой выдаче. Если мы используем данный инструмент, то Google дает нам возможность просмотреть, с кем мы конкурируем, а также проанализировать определенные показатели, касающиеся конкуренции.
В первую очередь, еще до запуска рекламных кампаний, при подборе ключевых слов нам доступен показатель «Конкуренция», показывающий насколько много ставок других рекламодателей на конкретное ключевое слово. А также можем пересмотреть другие показатели, относящиеся к спросу.
Если рекламные кампании уже работают, то посмотреть можно уже гораздо больше. В первую очередь можно проанализировать блок показателей, которые называются "Показатели конкурентоспособности", и включают "Часть показов в поисковой сети", "Доля показов в верхней части страницы в поисковой сети" и др. (см. скрин ниже), то есть отражают, в скольких процентах случаев мы выигрываем аукцион для определенных позиций из всех возможных случаев. Конечно же, здесь не обязательно должны быть все показатели по 100%, это дополнительные показатели, которые дают нам информацию о том, насколько мы покрываем показы по запросам, насколько активны конкуренты и т.д.
Также один из самых любимых отчетов наших клиентов – это "Статистика аукциона", который показывает, с какими именно рекламодателями мы будем конкурировать за место в поисковой выдаче. Окрашены красным на скрине ниже – именно сайты конкурентов. Наиболее базовый показатель в данном случае "Доля показов".
“Доля показов – это отношение количества полученных показов к прогнозируемому числу показов, для которых объявление было пригодно.
Пригодность для показа определяется на основе текущих настроек таргетинга объявлений, статусов рассмотрения, ставок и показателей качества.”
Facebook Ads
В данном рекламном сервисе мы можем также просматривать некоторую информацию о рекламодателях в определенной тематике. Такой инструмент называется "Библиотека рекламы" https://www.facebook.com/ads/library
Мы можем задать страну поиска, а также ключевое слово или название рекламодателя. В результате получаем перечень объявлений с информацией о том, когда запущена реклама, какие платформы используют, а в некоторых случаях даже приблизительные расходы. Очень круто, что можно сразу посмотреть, какие креативы используют конкуренты.
3. С помощью специализированных сервисов обычно они платные, однако предоставляют достаточно глубокую статистику. У большинства есть определенное количество бесплатных запросов в день.
Рассмотрим, как выглядит изнутри, и что можно узнать на примере одного из сервисов.
Для начала анализа задаем сайт конкурента, страну и получаем:
- общую информацию по количеству трафика (органического и платного)
-
происхождение трафика по странам, количество трафика в динамике и т.д.
-
статистику по органическим ключевым словам
- статистику по конкурентам с органики
- статистику по платних КС
- статистику по конкурентах с платного поиска
- и объявления, которые используются
Вывод:
Для хорошего анализа конкурентов онлайн эффективнее всего будет комбинировать все перечисленные способы, а главное правильно использовать полученную информацию, а именно структурировать, проанализировать, определить свои конкурентные преимущества и над чем еще нужно поработать.